Понедельник, 29.04.2024, 10:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт композитора Дмитрия Зайцева

Основные технологии учителя музыки по методу Д. Зайцева

Введение:

То, что я здесь написал - ещё не наука. Но если на тему учительских технологий выскажутся сотни специалистов, тем более - не формально, живым языком, то это будет наука серьёзная. Знать молодому специалисту науку очень желательно. Иначе впереди - тяжкий и неэффективный труд.

1. Руководство школой.

Директор и завуч - вполне достаточная структура руководства школой. Должность заведующего отделением - лишняя, мешающая делу музыки и ограничивающая свободу движений учителя музыки. Это - технология.

2. Чудные и важные слова.

"Учебные планы работ я не пишу. Имею право работать по памяти". Если каждый учитель музыки произнесёт эти чудные слова, то что-то в мире изменится к лучшему. Моя технология.

3. Учитель музыки.

Главный фигурант в музыкальной школе - учитель музыки. Следовательно, дело, построенное в расчёте на талантливого учащегося, заведомо провальное. Мы знаем целые школы для одарённых детей. Где они теперь - эти школы? Таланты в первую очередь ищем среди учителей. Это - технология.

4. Статус учителя музыки в школе.

Мой статус высок и значим в школе в том случае, если я - учитель музыки могу защитить своего учащегося на экзамене. Это - технология.

5. Коллектив школы - общество.

В школе творить может только учитель музыки. Общество может только трудиться. А всякая попытка общественности направить дело учителя "в нужную" сторону приводит только к скуке. Это - технология.

6. Экзамен в школе.

Экзамен в младших классах не нужен. В младших классах учащемуся ещё нечего играть, а нам нечего слушать. Экзамен в старших классах, очевидно, нужен. Но с правом вето учителя музыки на оценку игры своего учащегося. Это - технология, восстанавливающая нормальный статус учителя музыки и статус учащегося школы.

7. Пиво без мух.

К слову "учитель" подходит слово - "преподаватель". Учитель музыки - не воспитатель, не педагог и не священник. Чем раньше мы освободим продукт от мух, тем чище станет наш напиток.
Невыдуманная история. Учительница запуталась в деле Бекназаровых. Бекназаровы - это сестра и брат, учащиеся районной школы. Я посоветовал учительнице: "Ты просто учи музыке. Все остальное отключи". Есть такая привилегия учителя музыки - просто учить ребёнка музыке.
Прошло две недели. Спрашиваю учительницу, как дела? - Всё нормально. И лицо довольное, сияет, что Солнце. Но забыла сказать: "Спасибо".

8. Пока Солнце светит.

Пока Солнце светит рабство - было, есть и будет. По крайней мере, у нас в душе. Как в детстве нас давили, притесняли, так давим мы сейчас, естественно, - на своих учащихся. Но у учителя музыки есть шанс, попытка - включить большие тормоза, и не всё нести в класс, что есть в душе, а только по выбору - лучшие мотивы поведения. Это - технология.

9. "Постой, паровоз, не стучите, колёса".

Учитель склонен в школе дело делать, а учащийся склонен в школе игры играть. Учитель считает свои знания совершенными. А учащийся, наоборот, считает знания учителя музыки неполными и неточными. Мы "пашем" где-то в середине разных интересов. Это - технология.

10. Право учителя и право учащегося.

Право учителя музыки - приготовить к уроку любой продукт. И право учащегося - есть этот продукт или же пока воздержаться от пищи. Это - технология. И эта технология рекомендует учителю музыки рассчитывать лишь скромный результат урока. И в деле не спешить.

11. Два проекта.

У большого проекта много достоинств и много недостатков. У малого проекта мало достоинств, но нет недостатков. Учащийся в классе голосует за малый проект. Но он подключается к делу лишь в том случае, если наверняка знает: дома учитель творит большой проект. Это - технология. Так творил наш учитель истории в пятом классе - Владимир Ильич.

12. Чтобы работать на навык игры.

Чтобы работать на навык игры, надо трудиться в частной школе. Можно трудиться и в обычной школе, но в качестве её директора. Третьего пути нет. Либо мы работаем на навык игры. Либо мы работаем на пьесу и экзамен. Земля и небо. Две разные технологии. Одна технология свободного труда. Другая технология с путами на ногах. Нормально работать учителю музыки в обычной школе нельзя. Потому что школа - обычная.

13. Музыкальной игре учатся дважды.

За ошибки в тексте профессионала могут пожурить, а за вялую и невыразительную игру на сцене профессионала непременно бьют по полной программе. Учитель - умный, он всё понимает, но может работать только на текст. Поэтому музыкальной игре учатся дважды. Сначала в школе - немного несерьёзно, немного со связанными руками. Потом музыкальной игре учатся в свободном режиме. Наш учащийся не может играть музыку, потому что его учат работать только на текст. Увы, это наша технология.

14. "Пусть играет так, как хочет.

Свободную и подвижную игру учащихся можно развивать через образы, через частую смену репертуара. Папа у С. Т. Рихтера был немного диктатором, а мама - очевидным демократом. Папа хотел заставить С. Т. Рихтера гаммы учить, упражнения. А мама сказала: "Оставь ребёнка в покое. Пусть играет так, как хочет". Маленькая деталь: Рихтер - гений. Но метод его учёбы подходит ко всем учащимся школы. И это тоже - технология.

15. Хитрая "техника" в школе.

Музыкальную технику школе не поднять. У школы мало времени и сил для техники. А музыкальная моторика вполне подходит для большинства учащихся. Конечно, в библиотеке много классической литературы и мало учебной литературы. Но учителю надо искать, что-то мудрить и изобретать. Иначе опять идём в библиотеку, иначе опять опора на неприспособленную к учёбе литературу. Иначе - опять скольжение и просто тупик.

16. Новая литература на каждый урок.

Самая идеальная модель учёбы - начало урока с новой нотной странички. С новой истории и как бы немного "с новым учителем" музыки. Что будет в середине урока и что будет в конце урока, часто зависит не только от учителя музыки. Это особенная технология учителя музыки. Мы провоцируем у учащегося любопытство к делу.

17. В тяжёлых случаях.

Заниматься музыкой можно с каждым учащимся, который своими ногами пришёл в школу. В тяжёлых случаях я работаю с учащимися только на новом материале и без проверки домашнего задания. Научиться трудиться в музыке - дело не одного дня, даже для нормальных наших учащихся. А в тяжёлых случаях нужна особенная технология. Но в первую очередь с пути учителя музыки надо убрать экзамен. Либо полное доверие учителю музыки, либо нашу контору надо закрыть.

18. Первое счастье дарим себе.

Учитель, не научившийся уважать себя, никак не сможет уважать учащегося. Первое счастье дарим себе. Первую порцию мороженого учитель ест сам. Удобство на рабочем месте учитель создаёт в первую очередь для себя. Удобная обувь - для себя. Чистые занавески на окнах - для себя. Хорошее освещение в классе - для себя. Хорошая пьеса для фортепиано сначала нравится мне - учителю музыки. Позже, возможно, эта пьеса понравится и учащемуся. Это - технология.

19. "Помощь" от Крупской.

Летом Надежда Константиновна Крупская была нормальным и разумным человеком, потому что летом она отдыхала на даче и варила варенья. Естественно, все свои варенья Крупская Н. К. не съедала, она раздавала знакомым - направо, налево. Словом - добрый человек. Остальное время года быть нормальным и разумным человеком Крупской Надежде Константиновне мешало её общественное положение.
Антону Семёновичу Макаренко трудно было в его деле. Он сильно прогибался, но старался не сломаться. В самую тяжкую годину, в лютый голод и холод, он создал в колонии детский театр. А Надежда Константиновна Крупская дела своего не имела, и поэтому всем хотела помочь. Добрый человек. Она и Макаренко А. С. хотела помочь. Но не могла. Потому что в детстве что-то потеряла. Или, наоборот, приобрела лишнее. Словом, дело Макаренко А. С. сановная дама считала "неправильным".
В музыкальной школе иногда случается аврал. Иногда в школу приходит комиссии от Крупской. Мы, конечно, как-то реагируем на это несчастье. Но комиссии в деле ничего не показываем, о деле не говорим. "Скорую помощь" никто не вызывал. Ещё не ясно, кому надо сделать укол. Это - технология.

20. Когда приглашать в школу учащегося?

В школу учащегося можно приглашать только после подготовки к делу. Нужны четыре условия для старта. 1. Добрый учитель музыки. Потому что знания у нас есть и "Чижика" на рояле играть мы можем. 2. Для дела нужен также отличный рояль в классе, да такой, чтобы при виде блестящего чуда у учащегося дух захватило от счастья. 3. Для нашего дела нужна хорошая и разнообразная учебная литература. 4. Наш класс в зимний период должен быть тёплым и уютным. Всё это - цена нашей музыке. И это - наша технология.

21. Чудеса в решете.

В музыкальной школе случается только одно чудо, это чудо - учитель музыки. Других чудес в школе я не видел. А Золотая рыбка из сказки А. С. Пушкина ничего не могла сотворить. Не хочется ругать рыбку, всё-таки сказка, но и симпатии к ней нет. Обманщица. Старушка не пострадала от рыбки, она после сладкого чаю крепко спала. А дедушка с детства тормознул в развитии. Поймал и тут же отпустил в море рыбку. Всё нормально, спи себе спокойно. Нет же, надо что-то просить у рыбки. Она, что тебе - прораб? - Суета всё это. Старца жалко.
Я видел разных директоров школы, и никто из них не рассчитывал на то, что в школу придёт Золотая рыбка и что-то сделает за нас.

22. Учительский совет - по назначению.

У учителя музыки может быть своя игра. Его игра - дискуссия на тему "Основные технологии учителя музыки". Место действия - учительский совет. Как только учитель музыки заиграет в свою игру, так сразу время играть учащемуся - в свою игру. На баяне, на скрипке и на фортепиано. Один учащийся в свою игру не играет, потому что скучно ему. Это - технология.

23. Делаем что-то одно.

Учитель согласен производить в классе что-то одно: либо доброе семя, либо очевидную шелуху. Сразу две задачи учитель музыки не решает и два дела не делает. Следовательно, требовать от учителя музыки и прилежного поведения и творчества нельзя. Класс - вотчина учителя музыки. И даже посол от ООН не может придти на урок к учителю без приглашения. Это - технология.

24. Открытый урок в школе.

Открытый урок в школе учитель музыки проводит только по своей инициативе. Тема и содержание урока свои - учительские. Гости урока - только по персональному приглашению. В протоколе завуча три пометки: дата, тема урока и главный герой. Вся история. Другой "праздник души" школе даром не нужен. Это  технология.

Сказка - вместо заключения:

За морями, за долами, за высокими горами, где-то в Тихом океане на острове Буяне когда-то жили очень древние люди. Они ловили рыбу и пасли скот. Всё остальное время занимались музыкой. То есть это были обычные люди и обычные дела. Но была разница в технологиях. Они - учились выращивать и продавать продукт. Мы - учимся только выращивать продукт.
Потом, говорят, этот остров смыло в океан. Было большое землетрясение и цунами. Но орган сохранился полностью. Он у них - каменный, высечен из скалы. А на органе есть какие-то письмена, которые учёные расшифровали как основные учительские технологии. Впрочем, вполне возможно, это шутка и самодеятельность самих учёных. Я там был, орган я видел. И письмена видел, нечто похожее на нашу кириллицу. Определённо не внушает доверия, типа того, что "здесь был Коля".

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz