Задачи по гармонии. Метод Дмитрия Зайцева. Тема пятая
Стр. 1
Тема пятая: Отклонения,
модуляции и сопоставления тональностей первой степени родства
О первой степени родства
Первая степень, она же –
главная степень родства, часто применяется в классической и народной музыке.
Другие степени родства применяются композиторами значительно реже, например, в
энгармонических модуляциях. В задачах по теме пятой будут широко применяться
знания и приёмы письма из прошлых тем. Кроме того, «вне плана» вводится
применение неаккордовых звуков лада. Авторские задачи иногда имеют
композиторский уклон, и это никак не противоречит учебной цели гармонии.
О практической части данного
метода гармонии: На каждую тему целесообразно отводить один семестр обучения.
Если пять тем гармонии, то необходимо и пять семестров обучения. Для семи тем
гармонии, соответственно, необходимо семь семестров обучения. Минимум – для
общих курсов и максимум – для теоретиков и композиторов. Очень симпатичный и
практичный план обучения, всё в деле проверено.
Минимум
жёстких ограничений по методу Д. Зайцева позволяет учащемуся свободно
ориентироваться в вариантах движения.Этот метод позволяет учащемуся решать
задачи достаточно быстро, тем самым вырабатывать устойчивый навык мышления и
хорошую память. Наша цель: знание основ классической гармонии впервые стала
достижимой.
Стр. 2
О цели обучения
Моей целью обучения основам
классической гармонии является не какая-то мифическая «правильность». Учащемуся
правила нужны не для дебатов, не для отстаивания своих убеждений в дискуссии, а
для того чтобы быстро разбираться в структуре классической гармонии. Данный
метод не даёт полных сведений о каждой ситуации в классической гармонии. Но
основные приёмы гармонического письма, после данного курса, учащимся будут
понятны и в целом раскрыты.
«Знания знанию – рознь.
Решать учебные задачи надо со скоростью подчерка». - Так я говорил своим
учащимся. Другое дело – сочинение музыки. Там допустимы творческие муки,
смятения и долгий выбор пути, хотя и это вызывает у меня большое
неудовольствие. Но учебная задача по гармонии – совсем другое дело. Тут по
идее, по замыслу автора, - всё обкатано и давно обговорено. Что тут долго
думать? – Надо быстро соображать и решать задачу тоже быстро. Надо писать в
одном такте, а видеть картинку на 2 и 3 такта вперёд. Подобно той ситуации, как
опытный водитель автомобиля решает проблему перекрёстка. Ведь суть в деле одна
- и у студента консерватории и у водителя автомобиля. Вопрос обсуждается только
один: есть ли у нас навыки чёткого и быстрого мышления?
Идеальных ситуаций нигде не бывает. Из двух зол, я – Дмитрий Зайцев
выбираю зло меньшее. Между тоническим трезвучием и его секстаккордом в
классической гармонии часто стоит доминантовый квартсекстаккорд. Что тут долго
думать и сомневаться? – ситуация обкатанная: надо быстро писать. После каждого
трезвучия с лёгкостью может появиться его секундаккорд. Стоит только опустить
бас на секунду. Обкатанная ситуация, что тут долго думать? – Надо быстро
писать. И таких обкатанных ситуаций в каждой задаче масса. Музыка – другое
дело, там нередки исключения и необычные ходы. Но и для музыки правила никто
ведь не отменял. Довольно часто композитор пишет по общим правилам
классического письма.